КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

«СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

 

Актуальность

В Узбекистане идут процессы реформирования сектора образования. Было принято решение об отказе от 3-х летнего обязательного профессионального образования, длительность которого, согласно официальной оценке, устанавливалась без учета профессиональных требований к профессии и востребованностью рынка труда. Критике подвергалась неразвитая система профессиональной подготовки различных категорий населения по принципу «Образование на протяжении жизни», которая оставляла невостребованными на рынке труда значительную часть взрослого населения, молодежи и лиц с инвалидностью - нуждающихся в трудоустройстве. Проводимые реформы в сфере образования доказывают стремление государства выстроить новую и гибкую систему общего среднего, среднего специального и профессионального образования, доступную для всех граждан.

Реформы привели к изменениям требований для специалистов профессиональных школ, колледжей и техникумов. Теперь преподаватели и мастера производственного обучения должны уметь работать не только с молодежью, но и со взрослой частью населения, которая требует использования особого подхода, известного в науке как андрагогическая модель обучения/ образования. Отсутствие в высших образовательных учреждениях специального направления подготовки андрагогов с одной стороны, а также имеющаяся в системе профессионального образования (ПО) острая потребность в андрагогах-практиках – с другой, требует поиска гибких форм повышения квалификации специалистов ПО. Одним из важных шагов в этом направлении является создание курсов дистанционного обучения по андрагогике и распространение мультимедийных обучающих ресурсов, способствующих самообучению.

Актуальной проблемой в ПО является подготовка квалифицированных мастеров производственного обучения. В настоящее время подготовка и повышение квалификации мастеров производственного обучения ведется в 12 центрах и факультетах повышения квалификации, но судить о качестве обучения довольно сложно, так как не проводилось комплексного исследования о преимуществах и недостатках существующей практики. По мнению местных экспертов, ситуацию усугубляет еще и тот факт, что повышение квалификации мастеров производственного обучения проводится совместно с преподавателями специальных предметов – на основе одного общего учебного плана. В существующих учебных планах основное внимание уделено повышению теоретических знаний, тогда как вопрос развития профессионально-практических навыков остается открытым. Все это указывает на то, что в ПО имеется потребность в проведении комплексного исследования для определения нынешнего состояния практики повышения квалификации мастеров производственного обучения и формирования рекомендаций и планов на перспективу.

Основные направления деятельности проекта:

Подготовка на основе программы Curriculum globALE (CG) базового курса по самообучению андрагогике и создание платформы дистанционного обучения.

Потребность в знаниях в области обучения и образования взрослых среди профессиональных школ, колледжей, техникумов постоянно возрастает. Поэтому проектная деятельность направлена на расширение знаний и навыков специалистов профессионального образования через создание мультимедийных средств, поощряющих самообучение андрагогике.

С участием иностранных и местных экспертов для специалистов Института развития профессионального образования при Министерстве высшего образования, науки и инноваций проведены тренинги: «Особенности организации и проведения дистанционного обучения» и «Методы и инструменты дистанционного обучения», ориентированные на углубление знаний и навыков в сфере дистанционного обучения, а из числа обучающихся на платформе готовятся, в том числе, мультипликаторы CG.

Программа CG переведена на узбекский язык. Специальная экспертная группа занимается подготовкой и обновлением учебных материалов для модулей CG на узбекском языке. Реализация комплекса мероприятий служит основой создания базового курса по самообучению андрагогике в Узбекистане.

На данный момент онлайн-платформа https://cgtvet.uz/ уже функционирует и позволяет проводить дистанционное обучение андрагогике на основе модулей CG. Данная платформа позволяет специалистам в области образования повысить свои знания профессиональные компетенции.